понедельник, 15 ноября 2021 г.

Лексическая тема "Водоемы нашего края. Обитатели водоемов".

 


Родителям рекомендуется повторить с детьми водоемы Иркутской области:

- реки (Ока, Ия, Китой, Иркут, Ангара, Илим и др.)

- озера (Байкал, Агульское, Акей, Сердце, Горное, Медвежье, Шара-Нур и др.)

1. Задание – Найти названия других рек и озер Иркутской области.



2. Задание – Узнать, в чем отличие реки от озера, озера от моря. Нарисовать схему.

Река имеет русло, по которому она протекает. В то время как озеро – это естественное или искусственное углубление в суше, заполненное водой. Озеро не имеет непосредственного соединения с океаном или морем, а, следовательно, не является частью Мирового океана.

Море – часть океана. Озеро – не является частью океана.


3.     Задание – Узнать обитателей рек и озер. Рассмотрите картинки в любом источнике.

Примерный словарь

Существительные: плавник, жабры, брюшко, чешуя, мальки, икра, ил, коряга, прорубь, пузырьки, засада, рачки — дафнии, укрытие, раковина, клешня.

Глаголы: вильнуть, изогнуться, скрыться, зарыться, метать (икру), нереститься, пятиться, обитать.

Прилагательные: хищный, нехищный, грудной, спинной, хвостовой, плоский, выпуклый, сплюснутый, летучий, тесный, крупный, укромный.

Наречия: мгновенно, стремительно, судорожно, настороже, вперёд — назад, глубоко — мелко. 

В реках и водоёмах много разной рыбы:  карась, сом, сазан, лещ, пескарь, 

осётр, щука, окунь, треска и много других. 

Кроме рыб в реках и других водоёмах обитает много разных животных:

улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов прячутся в домике — твёрдой раковине;

раки двигаются не вперёд, а назад, отталкиваясь двумя клешнями и опираясь на свой хвост.

4.     Повторите части тела рыб: (Туловище, голова, глаза, рот, плавники, хвост, жабры, чешуя, спинка).


5.     Чем питаются рыбы? Хищные, не хищные. (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомятся икринками других видов рыб).

6.     Игра «Один-много»

Карась – много карасей, сом – много сомов, сазан – много сазанов,

лещ – много лещей, пескарь – много пескарей, щука - много щук,

рак – много раков, окунь – много окуней, улитка – много улиток,

нерпа – много нерп и т.д.

 

7.     Игра «Четвертый лишний»

Река, озеро, море, гора.

Щука, карась, цыпленок, сом.

Огурец, окунь, улитка, рак.

Нерпа, лещ, стул, пескарь.

 

8.     Игра «Собери предложение»

Озере, в, много, рыбок, плавает.

Дну озера, по, улиток, ползает, много.

Рыбак, рыбалку, идет, на.

Истреблять, нельзя, озере, в, нерп.

 

9.     Повторите пальчиковую гимнастику «Рыбка»


 

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Ладони сложены вместе, дети изображают, как плывет рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Грозят пальчиком

Медленно сближают ладони

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка плавает

Хватательное движение

Рыбка хвостиком вильнула

Рыбка быстро уплыла.

«Плывет рыбка» медленно

«Плывет рыбка» быстро

 

10.                        «Какое слово не подходит?»  Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.

Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.

Вода, подводный, водоросль, водить.

Морской, море, морщина, моряк.

 

11.                        «Вопросы — ответы» Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.

Чья голова? — Это рыбья голова.

Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.

Чье туловище? — Это рыбье туловище.

Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.

Чей хвост? — Это рыбий хвост.

Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.

Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.

Чьи кости? — Это рыбьи кости.


12. «Слова-родственники» (образование родственных слов). 

- Как мы назовем маленькую рыбу? РЫБКА. 

- Назовите рыбу ласково? РЫБОЧКА. 

- Назовем большую рыбу? РЫБИНА. 

- Как называется суп из рыбы? РЫБНЫЙ. 

- А жир из рыбы какой? РЫБИЙ. 

- Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА. 

- Куда ранним утром пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ. 

- Как называют поселок в котором живут рыбаки? РЫБАЦКИЙ. 

- Что делает на рыбалке рыболов? РЫБАЧИТ


Обитатели рек и водоёмов

Существует много природных водоёмов: пруды, озёра, моря и океаны. А вот реки и ручьи назвать водоёмами нельзя — это водные потоки. В реках и водоёмах много разной рыбы: карась, сом, сазан (он же карп), лещ, пескарь, осётр, щука, окунь, треска и много других.

Внешний вид и поведение рыб зависят от условий их жизни.

У всех хищных рыб крупные головы с большими ртами, вооружёнными острыми зубами. Нехищные рыбы питаются червяками, рачками, водорослями, у них маленький рот — им не надо глотать других рыбок.

Сом — хищная рыба, плавает у самого дна, выискивая пищу. Брюшко у него плоское, спинка выпуклая, большой рот окружён усиками. Глазки у него — маленькие. Окраска — серовато-жёлтая с пятнышками, под цвет песка и камешков на дне водоёма.

Щука — тоже хищная рыба, у неё крупная голова, большой рот и острые зубы. Много времени она проводит в засаде, стоя на одном месте и выжидая добычу. Увидев рыбу, стремительно выплывает из укрытия и хватает её. Когда же щука бывает у поверхности воды, то ловит падающих в реку мошек и комаров, иногда для этого даже выпрыгивает из воды. Поэтому рот её направлен вверх, спинка плоская, тело сплюснутое.

Зимой, в сильные морозы, над головами рыб появляется крепкая ледяная крыша — лёд. Рыбы зимой обычно спят. Карась и линь зарываются в ил на дне водоёмов; пескари и уклейки зимуют в углублениях с песчаным дном; сазаны и лещи прячутся в глубокие ямы, поросшие камышом; осётры сбиваются в тесные кучи на дне, где вода не замерзает. Ведь чем глубже вода, тем она теплее. К концу зимы рыбам начинает не хватать воздуха. Задыхаясь и судорожно раскрывая круглые рты, они поднимаются на поверхность, губами хватая пузырьки воздуха. Для обогащения воды кислородом люди делают в прудах, реках и озёрах проруби. Около них на льду часто можно видеть рыбаков, занимающихся подлёдным ловом рыбы.

К весне все рыбы просыпаются и начинают метать икру — нереститься. Для этого они находят укромные места, чтобы икринки не могли съесть другие рыбы и животные. Со временем из икринок появляются мальки, очень маленькие, серенькие, прозрачные. Их почти не видно в воде, но многие из них всё равно погибают, попадая в рот рыбам. Выжившие мальки растут и становятся взрослыми рыбами. 

Некоторые рыбы не мечут икру, у них родятся живые мальки. Дети могут увидеть их рождение, наблюдая за рыбками в аквариуме (гуппи, барбусы).

В некоторых больших водоёмах живут летучие рыбы. Спасаясь от хищников, они выпрыгивают из воды и пролетают около трёх — пяти метров. В морях и океанах они могут пролететь по воздуху до двухсот метров, при этом они машут плавниками, как крыльями. Известны случаи, когда рыбы залетали на палубы проходящих кораблей.

Кроме рыб в реках и других водоёмах обитает много разных животных: улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов прячутся в домике — твёрдой раковине; раки двигаются не вперёд, а назад, отталкиваясь двумя клешнями и опираясь на свой хвост. У них тёмная окраска, под цвет дна реки. Люди научились ловить их, так как мясо раков очень вкусное. Если рака взять неосторожно, он может больно ущипнуть клешнями за руку. Варёные раки приобретают ярко-красный цвет.

Лягушки могут жить в воде и на суше; прыгая по траве, они ловят языком насекомых. Лягушки очень пугливые: услышав шаги, быстро прыгают в воду и ныряют в глубину. Когда всё стихает, они выглядывают из воды и осматривают берег: если там никого нет, они выбираются на сушу погреться и половить мошек.

Ещё в водоёмах водятся пиявки, водяные жучки, мелкие рачки дафнии (сухими дафниями кормят рыбок в аквариумах) и др.

В морях и океанах живут крупные животные: дельфины, моржи, тюлени, кальмары. Но самым большим на земле животным, живущим в воде, является кит. На его спине может уместиться тридцать слонов; но есть и небольшие киты — длиной два-три метра. Дышат киты лёгкими, а не жабрами. В носу у них заросшая ноздря, в которой, как в мешке, сохраняется воздух, поэтому они могут находиться под водой в течение двух часов, после чего поднимаются к поверхности, чтобы набрать новую порцию свежего воздуха, и тогда над морем можно наблюдать множество фонтанов. В желудке у кита помещается две-три тонны пищи; плавают киты со скоростью пятьдесят километров в час, а ныряют на глубину до трёх километров. У них рождаются живые детёныши, которые питаются молоком матери. Живут киты до пятидесяти лет. Кит — ценное животное: китовый ус, шкура, печень и жир используются при изготовлении лекарств.

План рассказа о рыбе

1.Название.

2.Части тела.

3.Поведение.

4.Чем питается.

5.Как появляется потомство.

6.Какая польза.

Примерный рассказ о рыбе

Карась — нехищная рыба. Тело у него вытянутое, сплюснутое с боков; имеются грудные, спинные и хвостовые плавники; рот у него маленький, дышит жабрами. Покрыт чешуёй незаметной серой окраски, под цвет дна, коряг. Карась целыми днями ищет себе корм на дне водоёмов, вытаскивает из песка червяков, ловит водяных жучков, дафний, а в зарослях растений ощипывает мелкие листочки. Его враг — щука, она подкарауливает добычу в укрытии, поэтому карась всегда настороже. Благодаря своему узкому телу он может мгновенно вильнуть хвостом, изогнуться всем туловищем и тут же скрыться. Зимой он зарывается в песок и спит. К весне просыпается и плывёт в облюбованное им место метать икру.

Люди едят жареную, солёную, копчёную и варёную рыбу; рыбный суп называется «уха».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации будущим первоклассникам

  Уважаемые родители воспитанников 6-7 лет! Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые трудности, и л...