Что
такое дикция и почему она важна?
Дикция –
это правильное произношение звуков, соответствующее правилам русского
языка. Разборчивость слов зависит от
четкости и интенсивности выговаривания согласных звуков, правильной
артикуляции и умения управлять тембром и интонацией.
Под
тембром понимают скорость и окраску речи, замечено,
что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют
умение выделять голосом гласные звуки и ударения.
Артикуляцию
помогут поставить специальные артикуляционные упражнения, а для улучшения
тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.
Виды
упражнений для развития дикции и четкости речи
Чтобы добиться четкого
и правильного звукопроизношения, разработано множество логопедических методик.
Регулярное выполнение упражнений способствует грамотной речи и хорошей дикции.
Виды
упражнений:
1. Артикуляционная
гимнастика. Является подготовительным этапом в
работе над дикцией. Малая подвижность речевого аппарата не позволяет детям
правильно произносить звуки. Артикуляционная гимнастика заставляет органы
работать скоординировано. Готовность артикуляционного аппарата проверяется
точностью движений, а также ритмичной и ловкой смены одного артикуляционного
уклада на другой.
2. Работа
с дыханием. Тренировка физиологического и речевого
дыхания необходима для повышения выносливости голосовых связок.
3. Автоматизация
звуков, которые неправильно или искаженно
произносятся. Из-за нечеткости звукопроизношения качество дикции снижается.
4. Произношение
скороговорок. Это уникальный и простой материал для
работы над дефектами речи. Позволяют добиться четкости произношения
поставленных звуков. Скороговорки помогают натренировать артикуляционный
аппарат произносить сложные звуки и стечения согласных звуков.
5. Дикционные
таблицы. Предназначены для развития правильного
произношения согласных в трудных сочетаниях. Нагружают речевые мускулы,
развивая их активность.
Главная трудность
при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту.
Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную
тренировку.
1.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
1.
Упражнения для разминки губ:
«Рупор» -
необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».
«Трубочка» -
максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».
«Улыбочка» -
необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.
«Бублик» -
максимально растянуть губы, произнося звук «о».
2.
Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» -
необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с
цокающим звуком;
«Лопатка» -
открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.
«Конфетка» -
надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Часики» -
необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
«Иголочка» -
максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
«Грибочек» -
дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
«Индюк» -
высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону.
Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить
разные гласные).
«Чашечка» -
открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
«Барабанщик» -
необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это
произнесением звука «д».
Важно! Для
максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять под счет до 10
сек./ 2-3 подхода. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять
одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.
3.
Упражнения для красивого тембра голоса:
«Протяжные слоги» -
сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно
(тянуть надо последний звук).
«Кью-икс» -
произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы
трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.
«Звукорежиссер» -
одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько
см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает
понять истинное звучание своего голоса.
2.
Тренировка дыхания
Тренировка
дикции с помощью дыхательных занятий помогает в правильной постановке звука,
голоса, укрепляет его силу и расширяет диапазон. Хорошая техника речи
невозможна без правильного дыхания, поэтому все упражнения направлены на
проработку диафрагмы:
1. «Задуй
свечу». Потребуется полоска бумаги. Поднесите
ее ко рту на расстоянии 5 см. Губы вытягиваем, как при задувании свечи.
Начинайте медленно дуть на полоску, так чтобы она находилась в одном и том же
положении. Она не должна подниматься или опускаться. Представьте, что вы
положили пламя свечи и держите его в таком положении. Выдох не прерывается.
2. Наклоны.
Упражнение для развития дикции, тренировки дыхательного ритма при движении. Стоя,
ноги на ширине плеч, руки держите на поясе. Медленно наклоните корпус вперед,
сделайте вдох через нос, постепенно возвращайтесь в исходное положение,
выдыхая.
3. Упражнения
на тренировку грудного дыхания. Встаньте, расслабьте
верхнюю часть туловища. Сделайте слабый вдох через нос, как бы нюхая цветок,
затем плавно выдохните со звуком: пффффф.
4.
«10 свечей».
Занятие способствует тренировке диафрагмальных мышц. Представьте, что перед
вами 3 свечи. Попробуйте задуть их на одном выдохе, не добирая воздух. Затем 5,
7, 10 свечей. Не надо набирать много воздуха, объем должен быть такой же, как
при задувании трех свечей, но его необходимо разделять на несколько порций.
3.
Автоматизация поставленных звуков в речи.
Здесь
следует держать связь с логопедом, для того чтобы знать, над каким звуком они
работают. Это нужно для того, чтобы следить за произношением поставленного
звука в обычной речи, когда ребенок находится дома. Автоматизация звука
начинается изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,
стихотворениях и в тексте. Здесь на помощь придут скороговорки для
автоматизируемых звуков.
Когда
ребенок научится контролировать свое произношение трудных звуков, то можно
переходить к скороговоркам со сложными словами и стечением согласных звуков.
4.
Скороговорки
Чтобы
речь ребенка была размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными»
и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так,
посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш ребенок сможет:
- выработать правильное произношение;
- научиться управлять собственным
голосом;
- улучшить дикцию;
- обогатить словарный запас;
- развить память;
- красиво и чётко доносить свои мысли
окружающим его людям.
Рекомендации по
использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:
1. На
первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать
произношение определенного звука;
2. Текст
произносится медленно и максимально четко;
3.
Желательно заниматься перед зеркалом;
4.
Проговаривать упражнение надо
эмоционально и нараспев.
Отработка сочетаний
звуков в форме игры:
1. Забивайте
гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
2. Имитируйте
лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
3. Бросайте
воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
Скороговорки
на отработку различных звуков:
1.
Звук «Ж».
Жук летел-жужжал, жужжал, Жук бежал-жужжал, жужжал, Жук на ветку сел,
сказал: Ж-жжу. Как я жужжать устал!
2.
Звук «К».
Кукушка квакушке весь день куковала, Квакушка кукушке на это сказала: Какие
прекрасные в песне слова! И громко заквакала: -Ква! Ква-ква-ква!
3.
Звук «Ш».
Сшила Шура мишке шапку и штанишки, Сарафанчик милый Шура зайке сшила. Шарфик
Шура сшить спешит, Он из шелка, шелк шуршит.
4.
Звук «Б».
Если бы да кабы, не росли в лесу грибы, Белкам ждать зимой беды-Все б остались
без еды.
5. Звук
«Ж»: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж
с стрижихой и стрижонком.
6. Звук
«Ч»: У четырех черепашек четыре черепашонка.
7. Четыре
чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
8. Звук
Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У
каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют
старушкам сапожки.
- Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
- Шла Саша по шоссе: Шла Саша по
шоссе и сосала сушку.
- В шалаше: В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.
- Кукушонок в капюшоне: Кукушка
кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он
смешон!
- Звук Щ:
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Смешные скороговорки
Простые смешные
скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и
развлечения.
- Мышка: Мышка залезла под крышку, Чтобы
под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка –Мышка забыла про
кошку!
- Кощей: Тощий немощный Кощей Тащит
ящик овощей.
- Сорок сорок: Хитрую сороку поймать
морока, А сорок сорок – сорок морок.
- Попугай: Говорил попугай попугаю: Я
тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!
- Карасёнок: Карасёнку раз карась
Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На
раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в
карасят!
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития
дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
·
Скороговорка про китайцев: Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа,
Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на
Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них
родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,у
Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
·
Чего нет: Нет абрикоса, кокоса, редиса, Палтуса, уксуса, кваса и риса, Компаса
нет, баркаса и троса, Термоса, пресса, индуса-матроса, Баса нет, вкуса, веса и
спроса, Нет интереса – нет и вопроса.
·
Пир у Киры и Фиры: У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир
пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира –Кормили факира.
·
Ежевика и земляника: Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили
возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не
привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то значит,
ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но
ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы
времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье
земляничное вы ежедневно ели.
Примеры
четверостиший для тренировок
Стихотворения - не только способны развивать память
у детей, но являются мощнейшими упражнениями для развития дикции.
1.
Бе-е-е, барашек маму слушай, брат
барашку говорит, если будешь бить баклуши, как бездельник, будешь бит.
2.
Ешь, Елена, веселей, ешь и каши не
жалей. Если есть не будешь, Лена, заболеешь непременно.
3.
Дождик, дождик, не дожди, дождик,
дождик, подожди: дед домой к себе идет, деда дома внучка ждет.
4.
Петя с пони очень дружит, пони Петя
верно служит. Петя пони приласкает — пони Петю покатает.
Многократное
повторение слов текста тренирует дикцию, развивает речевые мышцы. При прочтении
стихов следует ясно и выразительно произносить звуки, следить за дыханием и
интонацией.
Отрабатывать дикцию при
помощи скороговорок необходимо ежедневно по 15-20 минут.
Кроме
скороговорок эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно
является игра.
Развитие
дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и
интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия
благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а
так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.
Игры,
развивающие речь ребенка:
«Повторюшка» -
тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто
занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш
повторяет конечные слоги каждой строчки.
«Ферма» -
это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально
чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает
звуки, издаваемые животными.
«Отгадай кто» -
играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных
(можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный
мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который
соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.
«Пантомима» -
это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается
исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом
осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.
«Полицейский» -
для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник»
начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается.
Плечи во время этого процесса остаются на месте.
«Рычащий лев» - игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.
Красивая речь не дается нам при рождении. Это навык,
который можно развить только практическими занятиями.
Занимайтесь с ребенком, занимайтесь сами и результат
не заставит себя ждать. Успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий