четверг, 18 марта 2021 г.

Лексическая тема "Неделя книги"

 


Дети должны знать.

Существительные: книга, журнал, библиотекарь, полки, стеллаж, газеты, обложка, шрифт, иллюстрация, картинка, книголюб, читатель, каталог.

Прилагательные: детская, взрослая, художественная, библиотечная, научная, интересная, красочная,

любознательный, читающий, аккуратный, внимательный, захватывающая.

Глаголы: читать, сдавать, брать, искать, записываться, смотреть, интересоваться, класть, беречь,

клеить, доставать, оформлять.

Повторите правила обращения с книгой


Родителям рекомендуется:

1.     рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря, для чего людям нужны библиотеки;

2.     прочитайте стихотворение C.Я. Маршака «Как печатали вашу книгу»;

Маршак Самуил

Как печатали вашу книгу

Мне говорили много раз
Знакомые ребята:
— Стихи, пожалуйста, для нас
Скорее напечатай!

Я написать стихи готов,
Ребята дорогие,
Но не печатаю стихов -
Печатают другие.

Я был на фабрике такой,
Где вам готовят книжки.
Там в самой первой мастерской
Есть ящики без крышки.
Их люди кассами зовут.
В них буквы разные живут -
Свинцовые,
Литые,
Заглавные,
Простые.

На клетки ящик разделен, -
По букве в каждой клетке,
И запрещает ей закон
Перелезать к соседке.

Наборщик знает, где, какой
Хранится знак печатный,
Берет привычною рукой
И ставит аккуратно.

Строка к строке, строка к строке.
За рядом ряд ложится.
И вот сверкает на доске
Свинцовая страница.

Как полк солдат, в строю стоят
Все буквы, цифры, точки.
И где стоит свинцовый ряд,
Там в книжке будут строчки.

Но утомителен для глаз
Наборный труд старинный.
Пускай работает за нас
Наборная машина.

Она и строчки соберет
И отольет в пластинки.
А ты работаешь, как тот,
Кто пишет на машинке.

Но все же бодро до сих пор
Живет на белом свете
Заслуженный ручной набор,
Проживший пять столетий.

* * *

Сейчас набор пойдет в печать,
В машину ляжет скоро.
Но прежде надо оттиск снять
С готового набора.

По строчкам валиком мазнут
И тиснут отпечаток,
Чтобы увидеть, нет ли тут
Ошибок, опечаток.

Но вот наборщик лист собрал,
Теперь страницы свяжет,
А уж в машине круглый вал
Их свежей краской смажет.

Пошла, пошла машина в ход
Бесшумным шагом скорым.
Бумага белая идет,
Чтоб встретиться с набором.

Выходит комом первый лист,
Но это только проба.
Теперь, печатник-машинист,
Глядеть ты должен в оба, -

Чтобы печать была чиста,
Красива и опрятна,
Чтоб на поверхности листа
Не появились пятна.

С бумагой встретится на миг
Набора лист свинцовый -
И уж страницы наших книг
Оттиснуты, готовы.

Взяла машина лист простой
И наложила краску -
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,
Края обрежет миюм.
Потом оденет в переплет,
И вот пред вами — книга!

Теперь нам надо разобрать
Свинцовые страницы:
Ведь буквы могут нам опять
Для книжек пригодиться.

На них лежит дорожный прах
Налет свинцовой пыли.
Они и в горьковских строках,
И в гоголевских были.

Иная буква так умна:
Печатала немало.
И в астрономии она
И в химии бывала!

Когда рассыпанный их строй
Вернется в цех наборный,
Их покрывает толстый слой
Машинной краски черной.

* * *

Приятно книжки почитать.
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое — печать
И требует учебы.

Мы знаем славных стариков,
Печатающих книжки,
А рядом с ними у станков
Работают парнишки.

Один хороший паренек
Знаком со мною лично.
Он невелик и невысок,
Но трудится отлично.

Он предан делу всей душой,
И посмотреть приятно,
Как он командует большой
Машиною печатной.

Хоть говорят, что ростом он
Не более аршина, -
Ему послушна, точно слон,
Огромная машина.

Меня печатал он не раз,
И эту книжку тоже
Мы вместе сделали для вас -
Я и Смирнов Сережа.

Работа сложная — печать.
И всем рабочим цеха
Должны мы счастья пожелать,
Здоровья и успеха!

 

3.     посетите с ребенком библиотеку;

4.     поиграйте в игру «угадай сказку»: взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает.

С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка ,мышка)

Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)

К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)\

Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

Кто разбил золотое яичко? (мышка)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)

Кто сделал Буратино? (Папа Карло)

Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? ( молочная река - кисельные берега, яблоня,

печка)

Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)

Какая избушка

была у лисы? (ледяная)

1.Отгадать загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает .

(Книга)

 

2. Рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации. Прочитать.

3.Игра «Скажи наоборот».

Детская – взрослая

новая - старая,

интересная- неинтересная,

толстая – тонкая,

большая – маленькая.

 

4. Игра «Подбери признак к предмету»: книга (какая?) — детская,

художественная, научная, красочная, большая

Библиотека(какая?)-детская, взрослая, большая…

герой(какой?)-….

Золушка(какая?)-…

Баба-яга (какая?-)….

Лисичка(какая?)-...

5. Предложить ребенку выполнить по заданию взрослого действия с книгой:

положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола;

достать книгу из сумки ...

Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» — «Я положил книгу на стол»... (упражнение на понимание и употребление предлогов).

 

Игра «Назови ласково»

Книга-книжка

Журнал-журнальчик

Газета- газетка

Страница - страничка

Волк-волчёнок-волчишко

Лиса-лисонька-лисичка

Гном-гномик

Маша-Машенька

Колобок-колобочек

Медведь-медвежонок

Кот-котик

Коза-козочка

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации будущим выпускникам

  Уважаемые родители воспитанников 6-7 лет! Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые трудности, и л...