пятница, 26 февраля 2021 г.

Лексическая тема "Электрические приборы и техника"

 

1.    Д/и «Один – много»

Цель: формирование умения образовывать существ. в мн.числе Р.п.

Холодильник – холодильники, плита – плиты, фен – фены,

Чайник - чайники, кофеварка – кофеварки, пылесос – пылесосы и т.д.

 

2.    Д/и «Расскажи для чего?»

Цель: развитие связной речи

- Расскажи, для чего нужен холодильник?

Стиральная машина, утюг, кофеварка, плита? и пр.

 

3.    Д/и «Подбери признак»

Цель: формирование умения называть слова – признаки (относительные прилаг.)

- Утюг (какой) – тяжелый, металлический, новый, легкий, пластмассовый, электрический, горячий, опасный, удобный (чайник, пылесос, телевизор)

 

4.    Д/и «Большой – маленький - еще меньше»

Утюжище – утюг - утюжок

Пылесосище – пылесос - пылесосик

Фенище – фен - фенчик

Самоварище – самовар - самоварчик

Мясорубище – мясорубка - мясорубочка

Соковыжималище – соковыжималка - соковыжималочка

Фотоаппаратище – фотоаппарат - фотоаппаратик.

 

5.    Д/и «Ты – мне, я - тебе»

Цель: формировать умение называть слова-действия

Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч, называя бытовой электроприбор. Ребёнок, возвращая мяч, называя действия, которые этот прибор выполняет.

Пылесос – убирает пыль,

Холодильник – сохраняет продукты,

Стиральная машина – стирает бельё,

Утюг – гладит бельё и т. д.

 

6.    Д/и «Кто больше назовет слов, что умеет делать прибор?»

Цель: формирование умения называть слова - действия

- Я буду вам показывать картинку, а вы, будите мне говорить, что делает этот прибор.

Пылесос - гудит, сосёт, глотает, дрожит, катится, стоит, втягивает.

Телевизор - показывает, включается.

Фен - дует, греет, сушит, гудит.

Плита - нагревается, варит, кипятит и.т.д. и т.п.

 

 

 

7.    Д/и «Сколько их?»

Цель: согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже

Один фен, два фена, три фена, четыре фена, пять фенов

(утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка)

 

8.    Д/и «Назови ласково»

Цель: образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)

Чайник - чайничек (фен, пылесос, мясорубка, телефон, плита, утюг, холодильник, кофемолка, магнитофон)

 

9.    Д/и «Четвертый лишний»

Цель: формирование умения классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его
Холодильник, мясорубка, утюг, чайник.
Кастрюля, микроволновая печь, сковорода, кружка
Стиральная машина, посудомоечная машина, телевизор, швейная машина.
Телевизор, ноутбук, магнитофон, пылесос.
Чайник, обогреватель, холодильник, электроплита.
Ножницы, иголка, спицы вязальные, швейная машина.

 

10.  Д/и «Что будет?»

Цель: развитие связной речи, мышления

- А что будет, если вдруг все приборы исчезнут? Может их можно чем - нибудь заменить?

- Вместо холодильника можно опустить продукты в погреб.

- Вместо стиральной машины постирать руками.

- Вместо пылесоса подмести веником.

- Без утюга всего сложнее, но можно аккуратно расправлять вещи, не сильно выжимать и т. д.

 

11.  Д/и «Продолжи предложение»

Цель: формирование умения составлять простые предложения, пополнять словарный запас по теме бытовая техника, развивать речь.

Я буду кидать вам мяч, и начинать предложение, а вы будете его заканчивать.

• Пылесос нужен для того, чтобы…

• Мясорубка нужна для того, чтобы…

• Соковыжималка…

• Пароварка…

• Миксер…

• Духовка...

• Фен…

• Стиральная машина...

• Утюг…

• Микроволновая печь…

 

 

12.  Д/и «Веник и пылесос – это хорошо или плохо?

Цель: развитие умения выявлять положительные и отрицательные стороны приборов

А теперь вы должны доказать - что:

 ВЕНИК-ЭТО ХОРОШО:

 -не нужно электричество

 -ты работаешь сам, двигаешься (физическая нагрузка полезна)

 -может делать каждый (ребёнок без взрослого)

 -можно убирать везде (на улице, в помещении)

 -не требует ухода (не надо вытряхивать)

 ПЫЛЕСОС-ЭТО ХОРОШО:

 -чисто убирает (всасывает пыль)

 -труднодоступные места (батарея)

 -не требует усилий

 -по скорости быстрее убирает, чем веник и тряпка

-убирает, как с твёрдых (пол, так и с мягких (мягкая мебель) поверхностей.

 ВЕНИК-ЭТО ПЛОХО:

 -не так чисто убирает, как пылесос

 -сам может отламываться и оставлять от себя мусор

 -не во всех местах может забраться (где пылесос может высосать грязь)

 -приходится долго работать в наклонку (в одном положении)

 -поднимает пыль в воздух.

 ПЫЛЕСОС-ЭТО ПЛОХО:

 -зависит от электричества

 -требует ремонта мастера

 -зависит от длины шнура

 -нельзя пользоваться без взрослого

 -занимает много места по сравнению с веником

 (вывод от игры)

 Давайте сделаем вывод: нам нужен и веник и пылесос. В одном случае хорошо пользоваться пылесосом, а в другом случае веником.

 

13.  Д/и «Составь рассказ об электроприборе»

Цель: развитие связной речи

Составление рассказа по плану:
- Название бытового прибора.
- Для чего он нужен?
- Какой формы этот прибор?
- Где он хранится у тебя дома?
- Как нужно обращаться с ним?

 

14.  Д/и «Отгадай-ка»

Цель: формирование умения у детей описывать прибор, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Материал: предметы или предметные картинки с изображением хорошо знакомых детям электроприборов.

Ход игры: давайте поиграем, пусть предметы сами расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Каждый из вас будет исполнять роль какого-то прибора.

15.  Д/и «Закончи фразу»

Закончите предложение

- Я чищу ковёр... (пылесосом).

-Я стираю бельё в... (стиральной машинке)

-Я глажу бельё... (утюгом)

-Я смотрю фильм по…. (телевизору)

-Я храню продукты в... (холодильнике)

-Я разговариваю с другом по…(телефону).

 

16.  Д/и «Отгадайте»

Цель: формирование умения по описанию узнавать электроприбор; развивать память, речь.

- Летом папа нам привез в белом ящике мороз,

И теперь мороз седой дома летом и зимой.

Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (холодильник)

- Из горячего колодца через нос водица льется (электрочайник)

- Гладит все чего касается, а дотронешься – кусается (утюг)

- Чудо ящик – в нем окно. В том оконце есть кино (телевизор)

- Что за чудо эта вещь, разогреет вмиг поесть

За минуты горячи каша, пирожки и щи (микроволновая печь).

- Он не ест и не пьет,
Чужим голосом поет.
Только вот обидно,
Кто поет - не видно! (Магнитофон)

 - Из ковра чистюля-робот

Тянет пыль и грязь в свой хобот (Пылесос)

 - Эта прачка-автомат

Нам стирает всё подряд (Стиральная машина)

- Сжал кулак свой исполин,
Сделал соком апельсин (соковыжималка)

- Застрочит, как пулемёт,
Платье новое сошьёт (электрическая швейная машинка)

- Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей (фен)

- На столе в колпаке да в стеклянном пузырьке,

Поселился дружок – развеселый огонек (Настольная лампа).

- Висит груша – нельзя скушать (лампочка)

- «Электрическое чудо, разное готовит блюдо.

Борщ или рассольник сварит, и яичницу пожарит.

Мясо, курицу потушит

И сухарики посушит.. . (Электрическая плита)

 

17.  Д/и Назови одним словом»

Цель: формирование умения объяснять образование сложных слов

Пылесос - сосет пыль, соковыжималка – выжимает сок, самовар – сам варит,

Мясорубка – рубит мясо.

 

Игры на развитие связной речи

18.  Д/и «Спор электроприборов».

Педагог предлагает каждому ребенку взять на себя роль одного из электроприборов и доказать, что он самый нужный в доме. Например: «Я — пылесос, я самый необходимый электроприбор, без меня чисто не убрать в квартире», «А я - стиральная машина, как трудно пришлось бы маме, не будь меня, она бы все белье стирала руками!»

19.  Д/и «Идем в гости».

Педагог говорит детям, что им всей семьей надо идти в гости. Но, к сожалению, нарядное платье запачкалось, брюки порвались, рубашка помялась. Мама должна сделать прическу, папа - побриться. Какими электроприборами в этом случае можно воспользоваться? (Стиральная машина, швейная машина, утюг, фен, электрощипцы, электробритва...)

20.  Д/и «Ждем гостей».

Педагог сообщает детям, что у девочки Маши день рождения. До прихода гостей Маше нужно убрать квартиру, постирать белье, погладить скатерть и салфетки, приготовить угощение. (Для приготовления еды можно использовать множество электроприборов: миксер, тостер, микроволновую печь, кухонный комбайн, соковыжималку, электромясорубку и т.д.) Дети должны подсказать Маше, какой электроприбор ей нужно выбрать для данной работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации будущим выпускникам

  Уважаемые родители воспитанников 6-7 лет! Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые трудности, и л...