четверг, 26 ноября 2020 г.

Лексическая тема "Посуда"

 

Тема недели «Посуда»



Обогащаем словарный запас

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: чашка, стакан, бокал, тарелка, ложка, вилка, нож, бак, кастрюля, таз, блюдо, банка, мясорубка, бутылка, бидон, миска, тёрка, сковорода, кувшин, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, хлебница, масленка. Сливочник, кружка, солонка, перечница, сито.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: глиняный, стеклянный, деревянный, фарфоровый, эмалированный, металлический, пластмассовый, хрупкая, прочная, чайная, столовая, кухонная, острый, тупой, толстый, тонкий, легкая, гладкая, блестящая, глубокая, чистая, грязная, пустая, полная.

ГЛАГОЛЫ: мыть, хранить, разбить, вытирать, сушить, разливать, есть, готовить, пить, полоскать, выливать, накладывать, резать, просеивать, жарить, печь, варить, заваривать, кипятить, тушить, шинковать.

Игры и упражнения

 «Скажи ласково»: Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных. Например: миска — мисочка,

Чашка - чашечка, стакан- стаканчик, бокал - бокальчик, тарелка - тарелочка,

ложка - ложечка, вилка - вилочка, нож - ножичек, бак - бачок, кастрюля - кастрюлька, таз-тазик, банка - баночка, миска - мисочка, тёрка - тёрочка, сковорода-сковородочка, кувшин - кувшинчик, блюдце - блюдечко, чайник - чайничек, кружка-кружечка.

«Один – много»: Образование единственного и множественного числа суще­ствительных именительного и родительного падежей. Например: кофейник — кофейники — кофейников, чашка – чашки - чашек, стакан – стаканы - стаканов, бокал- бокалы – бокалов, тарелка – тарелки – тарелок,  ложка – ложки – ложек, вилка – вилки - вилок, нож – ножи – ножей, бак – баки- баков, кастрюля – кастрюли - кастрюль, таз-тазы - тазов, банка – банки - банок, миска – миски - мисок, тёрка – тёрки - тёрок, кувшин – кувшины - кувшинов, блюдце – блюдца - блюдец, чайник – чайники - чайников, кружка-кружки - кружек.

«Один – одна»:   подобрать к предметам числительные «один», «одна» или «одно» Сколько?  Одна кастрюля, один чайник, одна чашка, один стакан…

бокал, тарелка, ложка, вилка, нож, бак, кастрюля, таз, блюдо, банка, мясорубка, бутылка, бидон, миска, тёрка, сковорода, кувшин, блюдце, сахарница, чайник, кофейник, хлебница, масленка. Сливочник, кружка, солонка, перечница, сито.

«Что лишнее и почему?»

Кастрюля,  ложка,  суп,  тарелка.

Нож, вилка,  сковорода, мясо.   

Кастрюля, стол, сковорода, чайник

«Из чего сделали?» Образование прилагательных от существительных.

Например: сковорода из чугуна — чугунная ,

чашка из фарфора — ... , солонка из дерева — ... ,

хлебница из железа — ... ,  стакан из стекла —....

ведёрко из серебра  —....  вилки из металла   —....

«Сосчитай до 5» Согласование числительных с существительными.

Один стакан, два …, три …,  четыре …,  пять …

Одна миска, две …, три …, четыре …, пять …

Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …

 «Жадина» Согласование существительных с притяжательными местоиме­ниями моя, мое, моя, мои.

«Где живут продукты?»

сахар живёт в сахарнице      соль живёт в (солонке)

сухари живут в сухарнице                 масло живёт в масленке

перец живёт в перечнице               чай живёт в  (чайнике)

салат живёт в салатнице               конфеты живут в конфетнице

«Объясни, что делает этот предмет?»

мясорубка – рубит мясо         самовар - …

овощерезка - …                     хлеборезка - …

соковыжималка - …               яйцерезка - …

«У какого предмета посуды есть это?»

Носик есть у …  Дырочки есть у …     

Крышка есть у … Одна ручка есть у …

Две ручки есть у … Лезвие есть у …

Четыре  зуба есть у …

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

«Из горячего колодца через нос водица льётся»

Выучите с ребёнком стихотворение о посуде. Выполните с ним пальчиковую гимнастику.

Мы с мамой в магазине посуду покупали,

Тарелки, блюдца, чашки и ложки выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок, шумовку и масленку.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,            Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.

Мы посуду перемыли:           Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.         Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,          Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,                     Снова загибаем пальчики.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.     Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно


Составьте рассказ по плану




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации будущим первоклассникам

  Уважаемые родители воспитанников 6-7 лет! Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые трудности, и л...