Как помочь ребенку развивать речь?
ИГРАТЬ!
В
первую очередь, ребенка необходимо научить слышать звуки и различать их!
Ниже
предложены игры, направленные на формирование фонематических процессов. Играйте
каждый день, и вы удивитесь, что спустя некоторое время ребенок сам будет называть
слова на определенный звук!
1. Игра
«Шумящие мешочки».
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки
крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.
2.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею
по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет
звучал.
3. Игра
«Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на
звук колокольчика, бубна, свистка, хлопка в ладоши.
4. Игра
«Громко-тихо»
Договоритесь, что ребенок будет
выполнять определенные действия – когда Вы будете говорить громко и тихо.
5.
Игра «Верно – неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и
называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда
услышит правильный вариант произношения.
6. «Поймай
звук» - хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук ([ш], [щ], [ч], [ж],
[з], [с], [ц], [р], [рь], [л], [ль]).
Загадать нужно один звук. Отработать все
звуки по очереди. Не за один раз, чтобы избежать переутомления.
Сначала выделять звук
из ряда других звуков. Например, хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш]: м,
б, р, ш, о, д, у, г ш, л, з, ш.
Далее выделяем звук из
слов: Малыш, стена, голубь, машина, окно, шкаф.. и т.д.
7. «Выдели звук» - выделять первый и последний звук в словах. Любые
звуки в любых словах. Например, какой первый звук в слове Стена – [с], последний звук в слове мамА – [а] и т.д.
8.
Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в
комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
9. «Сколько звуков» - учимся делить слова на звуки и считать их. Начинать
с коротких слов: дом, мак, сом, рак, мел, бык, лай, зал, Зоя, жук, наш. Например, назови звуки в слове МАК
и посчитай их. [М], [А], [К] – 3 звука.
10. «Сколько слогов» - делим слова на слоги. Хлопками, прыжками, шагами и
т.д.
Например, прыгни столько раз, сколько слогов в слове
мак,
машина, стул, муха и т.д.
Кроме этого необходимо пополнять словарный
запас существительных, прилагательных, глаголов; учиться согласовывать их между
собой.
Например, на прогулке: это что? – снег.
Снег какой? – белый, холодный, колючий, мокрый и т.д. Он что делает? – идет,
падает, летит, лежит, хрустит, тает, замерзает
и т.п.
Далее составлять предложения. Например:
С неба падают красивые снежинки. На
земле лежит хрустящий снег. И так далее.
А также развивать связную речь - читать больше
книжек и пересказывать вместе с ребенком прочитанное. Обсуждать персонажей любимых
сказок и мультфильмов.
Совместные игры и чтение заметно улучшают речь детей, а также сближают ребенка и родителя, что очень важно!
Желаю успехов!
С
уважением, учитель-логопед Бранчукова А.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий