Речевая готовность подразумевает:
1. Правильное
произношение всех звуков родного языка,
2. Навыки
словообразования
3.Навыки
грамматически верного оформления высказываний (согласование окончаний слов),
умение связно рассказывать и пересказывать.
4.Ребенок
должен владеть элементарными учебными навыками, производить звуковой анализ
слова.
Звукопроизношение
и фонематический слух: В норме вся звуковая сторона речи должна быть
усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь
различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо
произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их
пропускать, искажать, заменять другими.
Владение
навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять заданный звук в слове; слышать и выделять первый и
последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина,
конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука
в слове по отношению к другим; придумывать слова с заданным звуком; уметь
составлять слова из последовательно заданных звуков; дети должны знать и
правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слоговая
структура слова: Ребенку
6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь,
баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет,
не пропускает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас: В своей речи он должен активно использовать все
части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
Ø
Подбирать
синонимы, антонимы, омонимы.
ØПонимать
переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).
Ø
Подбирать
обобщающие понятия для группы предметов.
Ø
Знать
детёнышей животных и т.д.
Ø
Владеть
навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Например: фрукты, овощи, животные, мебель.
Сформированность
грамматического строя речи - это умение пользоваться развернутой фразовой речью;
Øумение пользоваться различными способами
словоизменения и словообразования (называть
предметы уменьшительно-ласкательным значением (стул – стульчик), образовывать
прилагательные от существительных, напр. дерево – деревянный, стекло-стеклянный
и т.д.).;
Ø
умение образовывать и использовать в речи
имена существительные в единственном и множественном числе (стул – стулья,
окно- окна – много окон и пр.)
Ø
согласовывать имена существительные с именами
прилагательными (синее платье, голубое небо)
Ø
умение употреблять простые и сложные предлоги
( на столе, под столом, из-под стола и т.д.)
Ø
правильно
строить простые предложения.
Связная речь: К 7 годам ребёнок должен уметь
v
пересказывать
небольшие по объёму рассказы
и сказки
v
составлять
рассказ по картинке
v
составлять
рассказ по серии картин
v
отвечать
на вопросы по тексту
Речевая
коммуникация: Ребёнок должен
быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить
в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Следует
отметить, что нарушения устной речи ведут к нарушениям письменной речи (как
говорят, так и пишут). Речевые проблемы вызывают трудности в обучении, что
является наиболее частой причиной неуспеваемости детей. Т.е. возникают
трудности на письме и чтении.
Поэтому очень
важно увидеть проблему как можно раньше, до школы и предпринять определенные
действия по ее устранению.
Что могут сделать родители:
- Обратиться к логопеду для коррекции звукопроизношения.
- Тренировать артикуляционный аппарат для подготовки к постановке звуков.
- Развивать фонематические процессы.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Совместное чтение.
- Обратиться к логопеду для коррекции звукопроизношения.
- Тренировать артикуляционный аппарат для подготовки к постановке звуков.
- Развивать фонематические процессы.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Совместное чтение.
Уважаемые
родители!
ПОМНИТЕ, что
готовность ребенка к школе в большей степени зависит от вас! От вашей
заинтересованности, от вашего терпения и трудолюбия! Не стоит надеяться на то,
что ребенок «вырастет, и сам научиться
говорить». Если есть трудности, над ними нужно работать!
Успешность вашего ребенка только
в ваших руках!
С
уважением, учитель-логопед Бранчукова А.С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий