четверг, 20 февраля 2020 г.

Речевая готовность детей к школе. Что это?


Речевая готовность детей к школе. Что это?

Речевая готовность подразумевает:
1.     Правильное произношение всех звуков родного языка,
2.     Навыки словообразования
3.Навыки грамматически верного оформления высказываний (согласование окончаний слов), умение связно рассказывать и пересказывать.
4.Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками, производить звуковой анализ слова.
Звукопроизношение и фонематический слух:  В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза: умение выделять заданный звук в слове; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; придумывать слова с заданным звуком; уметь составлять слова из последовательно заданных звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слоговая структура слова: Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас: В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
Ø Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
ØПонимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).
Ø Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Ø Знать детёнышей животных и т.д.
Ø Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Например: фрукты, овощи, животные, мебель.
Сформированность грамматического строя речи - это умение пользоваться развернутой фразовой речью;
Øумение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (называть предметы уменьшительно-ласкательным значением (стул – стульчик), образовывать прилагательные от существительных, напр. дерево – деревянный, стекло-стеклянный и т.д.).;
Ø   умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (стул – стулья, окно- окна – много окон и пр.)
Ø   согласовывать имена существительные с именами прилагательными (синее платье, голубое небо)
Ø   умение употреблять простые и сложные предлоги ( на столе, под столом, из-под стола и т.д.)
Ø правильно строить простые предложения.
Связная речь: К 7 годам ребёнок должен уметь
v пересказывать небольшие по объёму рассказы
и сказки
v составлять рассказ по картинке
v составлять рассказ по серии картин
v отвечать на вопросы по тексту
Речевая коммуникация: Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

  • *    уметь слушать и понимать речь,
  • *    строить общение с учетом ситуации,
  • *     легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • *    ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • *    пользоваться формами речевого этикета.
Следует отметить, что нарушения устной речи ведут к нарушениям письменной речи (как говорят, так и пишут). Речевые проблемы вызывают трудности в обучении, что является наиболее частой причиной неуспеваемости детей. Т.е. возникают трудности на письме и чтении.
Поэтому очень важно увидеть проблему как можно раньше, до школы и предпринять определенные действия по ее устранению.
Что могут сделать родители:
- Обратиться к логопеду для коррекции звукопроизношения.
- Тренировать артикуляционный аппарат для подготовки к постановке звуков.
 Развивать фонематические процессы.
Обогащать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Совместное чтение.

Уважаемые родители!
ПОМНИТЕ, что готовность ребенка к школе в большей степени зависит от вас! От вашей заинтересованности, от вашего терпения и трудолюбия! Не стоит надеяться на то, что ребенок  «вырастет, и сам научиться говорить». Если есть трудности, над ними нужно работать!
Успешность вашего ребенка только в ваших руках!



С уважением, учитель-логопед Бранчукова А.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Рекомендации будущим первоклассникам

  Уважаемые родители воспитанников 6-7 лет! Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые трудности, и л...