Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем,
играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует
речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение
малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую
активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную
атмосферу.
3.
Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать малышу
его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет
научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть
его школьные успехи.
4.
Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из
пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой,
ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за
своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
6.
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками
можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет взрослый, а уж потом
и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7.
Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными,
подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Сколько
и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их
регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!)
минут по 5.
Кстати,
как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним
интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее
всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру
или действие.
Это
– механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова
и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть
позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить
разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр,
зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на
несколько видов:
1.
Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых
пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких
дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно
начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит
малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную
способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения
всем навыкам;
-
учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает
умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
-
учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев
условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне
полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати,
именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять
свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
Карточка№1 «ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ» Дети
«лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно
то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озябшие пальчики (подносят их к
губам и дуют на них несколько раз). Карточка №2 «ПОЛЕЧИМ УШИБЛЕННУЮ РУКУ» Дети
подносят руку ко рту на расстоянии примерно Карточка №3 «ТРУБАЧ» Дети
подносят к губам сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе
медленно дуют в «трубу». Повторить 4—5 раз. Карточка №4 «ДЕД МОРОЗ» Дети
делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один из них — Дед Мороз. Он наклоняется
к вытянутой руке товарища, растягивает сомкнутые губы и дует на неё несколько
раз. Если ребёнок почувствовал холод, он опускает руку и партнёр дует на
другую. После этого участники меняются местами. Карточка №5 «НАДУЕМ ШАРИКИ» Дети
поочерёдно перебирают пальцы правой руки, последовательно соединяя в кольцо с
большим пальцем (указательный, средний и т.д.), и всякий раз на одном выдохе
дуют в центр образовавшегося колечка. Карточка №6 «ЦВЕТОК» Дети
соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий
вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза. Карточка №7 «ШАРИК» Все
пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети
дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит»,
и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4—5 раз. Карточка №8 «ЗАДУЕМ СВЕЧУ» Дети
на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая ладонь
лежит на животе для контроля речевого дыхания. Повторить 3—4 раза. Карточка №9 «ОГОНЬКИ» Пусть
пальчики детей будут пятью огоньками. Ребёнок каждый раз задувает по одному
«огоньку». Другая рука лежит на животе для контроля речевого дыхания. Карточка№10 «ТРЕНИРОВКА» Дети
подносят ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, и перебирают
пальчиками, имитируя игру на дудочке (флейте, свирели). Одновременно с этим
на выдохе медленно дуют на пальчики. Карточка №11 «ПОСТИРАЕМ ПЛАТОЧЕК» Дети
сжимают пальчики в кулачки и трут их друг о друга, имитируя стирку платочка.
Затем делают махи кистями рук — «полощут платочек». После этого «вывешивают»
платочек на
воображаемую верёвку и показывают, как ветер сушит его, т.е. дуют в одном
направлении 4—5 раз. Картотека
игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук. Карточка№12 «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» Дети
подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы
и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить
4—5 раз. Карточка №13 «ИСПЕЧЁМ ПИРОЖКИ» Дети
«делают» пирожки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху
попеременно то правая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки
(приставляют ладошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15—20 см).
При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот.
Проделать 4—5 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого
воздуха. Карточка № 14 «ОСЕННИЙ ВЕТЕР» Дети
поднимают руки вверх — это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно
выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом качаются
(кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот). Карточка № 15 «ФОНАРИКИ» Дети
сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»).
Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в
кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4—5 раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий